Музыка в гимназии имени Карла Орфа
село Варна Челябинской области
Учитель: Вячеслав Александрович Жилин
Уроки оркестра
русских народных инструментов
в 8-х классах
Я веду уроки оркестра в 8а, 8б и 8в на пару с Валерием Николаевичем Нестеровым. Я работаю с одной подгруппой, Валерий Николаевич с другой. В следующие полгода мы поменяемся группами.
Здесь я собираюсь комментировать происходящее, а также по возможности приводить материал.
Спасибо, что зашли на этот сайт!
Это 8 А класс:
Они все молодцы!
Сегодня был
3 урок и они уже
почти выучили "Ладу"!
Задачи на следующие уроки:
РУКИ - МЕДИАТОРЫ.
Это 8 В класс:
Очень трудолюбивые девушки! Они все новички, но уже многого достигли, много сыграли
Особенно Оля, Лена и Елена.
Задачи не следующие уроки:
1.Удары медиатором
2.Песня "Что такое осень".
8 Б класс
Тоже все новички!
Они с большим энтузиазмом играли сегодня упражнения. Это просто супер класс!
Задачи на следующие уроки:
1.Удары медиатором и бряцание
2.Песня "Что такое осень"
Все восьмые классы просто клад!
4 урок
8а: Сыграли обе пьесы! 8б: Много сыграли упражнений, работали очень сосредоточенно! 8в: Оля и Лена играли мелодию "Осень". Остальные очень хорошо, чисто пели. Получилось здорово!
Будем продолжать работать над медиатором.
6 урок
8а: Все отлично получилось! Медиаторами работали уже лучше. Неплохо сыграли "Ладу". Мелодию играли очень уверенно Настя Л. и Эля. Особенно хорошо получилась новая пьеса "Осенний день". Вы можете послушать ее в формате midi здесь: Осенний день На уроке присутствовала завуч и ей понравилось тоже, как играли учащиеся!
Но не могу обойти молчанием инцидент, который произошел в конце. Поэтому задание на дом: найти в словаре слово "ТОЛЕРАНТНОСТЬ" и рассказать его значение на следующем уроке.
8б: Работали очень упорно и сосредоточенно. И много сделали упражнений! Некоторые стали делать уже вторую главу! Опять попросили работать над песней "Осень"
8в: Почти весь урок работали над песней "Осень" по просьбе. Лена и Оля уже довольно уверенно играют мелодию, а Елена без ошибок играет сопровождение. В конце урока попробовали новую пьесу, которую я написал, когда был в Челябинске. Ее можно послушать здесь: Осенний день
7 урок
8а: Мы весь урок с большим интересом играли Paint it Black. За четверть получили все "5" за исключением Весты. С ней возникла проблема, так как она была всего на одном уроке в четверти и то в самом начале. Сегодня ее тоже не было... Администрация или классный руководитель, надеюсь, подскажут мне выход из положения. В нашей школе (музыкальной) я бы просто не аттестовал ее.
8б: Весь урок с интересом работали над пьесой "Осенний день". За четверть все получили пятерки. Еще бы! Так старались!
8в: Играли рондо "Друзья", которое я недавно придумал. Получилось очень хорошо. За четверть всем "5". Было приятно работать!
Следуюший урок проводит Валерий Николаевич со всем классом. Я работаю в Екатеринбурге.
До встречи после каникул!
9 урок
8а: Разучивание бардовской песни "Я расскажу тебе". Начали же с отработки ударов медиатором в разные стороны. Этот прием необходим для исполнения вариации. Многие сделали две - три цифры. Эля на следующий урок приступит к разучиванию вариации.
8б: Мы разучили пьесу "Плачущее небо". В конце урока сыграли ее несколько раз.
8в: Играли "Плачущее небо" с клавесом, гитарой и домрой альт. То есть, сыграли все как написано в партитуре.
Все учащиеся очень старались.
10 урок
8а: Отрабатывали удары медиатором, затем разучивали "Я расскажу". Эля сделала больше всех.
8б: Начали разучивать "Танец петушков". Новые термины: Хроматизм, Диатоника, Знаки альтерации. Мы могли эту пьесу выучить за один урок, но были сложности в 4-й цифре. Придется доучить на следующем уроке.
8в: Весь урок работали над пьесой "Танец петушков". Сыграли почти всё! На следующий урок просто повторим ее и будем разучивать другую пьесу.
11 урок
8а: У Яны День Рождения! Мы поздравили ее и затем разучивали дальше "Я расскажу", потом повторили "Paint it".Особенность этого урока - мы много пели, а когда исполняли последнюю песню, то еще добавили танец. Таким образом, у всех значительно добавились баллы.
8б: Разучили "Вальс". Сначала довольно долго практиковались в размере 3 четверти: играли сначала по открытой струне, затем те ноты, которые есть в вальсе. Я импровизировал на блокфлейте мелодии в разных стилях.
8в: Почти весь урок работали над пьесой "Вальс". В конце повторили "Танец петушков". Было много практики в размере 3 четверти. Также составляли форму и исполняли в концертной версии.
12 урок
8а: Разучивание "Среди долины ровныя". Веста и Ксения сдали бас. В это время все довольно чисто пели песню. Позднее эту же партию сдали Лена, Настя, Юля Г. и Юля К., которая попросила называть ее теперь "Юлька", чтобы нее использовать фамилию. Эля сдала тему. Я хотел повторить еще старые пьесы, но девушки так сосредоточенно работали, что решил отложить на другие уроки.
8б: Мы очень сосредоточенно играли в игру по чтению с листа: "ходили пить чай к Диме и к Ивану". Затем разучили остинатную пьесу "Вишневый пирог". На следующий урок мы сыграем ее с ударными в концертном варианте.
8в: Мы немного поиграли в игру по чтению с листа, потом играли и пели те песни, которые были в папках: "Группа крови", "Звезда по имени Солнце" и немного попробовали "Наш дом". На следующий урок постараюсь написать "Восьмиклассницу" Цоя, но придется изменить в двух местах слова (это мы сделаем все вместе), так как там не подходит для школьного исполнения. Девушки очень просили написать для народного ансамбля эту песенку.
13 урок
Общая тема:
"Восьмиклассница" Виктора Цоя со всеми классами по просьбе учащихся
8а: Мы разучивали "Восьмиклассницу" Цоя. Вторую строчку партитуры - аккомпанемент - выучили все! В заключение девушки попросили спеть и сыграть "Группу крови". Они исполняли ее очень зажигательно. Даже когда прозвенел звонок мы исполнили еще раз припев, так как он хорошо получался. Еще в конце урока почти все встали и пели, одновременно двигаясь. На следующий урок они попросили сыграть блюз, который слышали на концерте.
8б: Все разучивали вторую строчку партитуры "Восьмиклассница". Мы немного недоучили ее, за исключением Ивана. У девушек ошибок не так много, но продолжим ее разучивание на следующий урок. Все очень старались, но пока недостаточно навыков для быстрой ориентации в грифе и нотах.
8в: К сожалению, все пришли на урок довольно поздно из-за медосмотра. Тем не менее, мы почти разучили до конца "Восьмиклассницу". Попросили еще выучить что-нибудь из репертуара группы "Кино". Я предложил "Алюминиевые огурцы".
13 урок
Песни и пьесы по желанию
Наступило предновогоднее время. Работали со всеми классами одновременно вместе с Валерием Николаевичем. Играли Цоя и "Одинокую гармонь".
15 урок
Последний герой
8а: Разучивание блюза. Очень хорошо, эмоционально пели в конце урока текст, написанный русскими буквами на доске. Русскими, потому что несколько человек не умеют читать по английски - учат немецкий. Много сделали, но на следующий урок обязательно обратить внимание на правую руку. Мы с Валерием Николаевичем решили выставить этот класс на концерт. Начнем готовить со всем классом "Среди долины ровныя".
8б: Играли разные варианты аккомпанемента песни Цоя. Начали с самой легкой партии. На следующий урок мы продолжим разучивание песни. Обратимся к другим вариантам аккомпанемента.
8в: Сыграли почти все варианты песни Цоя и на следующий урок попросили опять этого же автора! Если успею, сделаю "Кукушку". "Алюминиевые огурцы" решил не делать, так как там есть в тексте одно место, которое меня смущает.
20 урок
Гимн гимназии
Со всеми классами мы разучивали аккомпанемент и мелодию к этой песне в следующем порядке:
А) Упражнения на 6/8 в хлопках.
Б) Те же упражнения на ноте ЛЯ
В) На нотах ЛЯ - МИ
Г) По группам: одна группа играет ноту ЛЯ на первую долю, другая на вторую и третью доли. Для того, чтобы учащиеся не сбивались, я импровизировал на фортепиано.
Д) Индивидуальная самостоятельная работа: каждый разбирал ту партию, которую хотел.
Е) Мы сыграли вчерне, проверили партии.
Ж) Окончательное исполнение
21 урок
8а: Жаль, но сегодня не было этого класса. У них было какое-то мероприятие.
8б: Обе девушки попросили поиграть что-нибудь необычное. Мы играли сопровождение к солдатской песне "Здравствуй, мама" . Я играл мелодию на цифровом фортепиано. Все выбрали тембр.
8в: В начале урока послушали музыку Орфа. Потом разучивали разные мелодии. Ирина и Маша выучили "Перепелочку", а Ксюша "Василек" и "Петушок". Песенки, конечно, детские, но зато их легко исполнять. Мы играли их с цифровым фортепиано.
22 урок
Это был последний урок в четверти и мы слушали и смотрели со всеми восьмыми классами видеозапись международного конкурса в Омске исполнителей на народных инструментах.
24 урок
8а: Мы сначала разучивали аккорды на гитарах и сопровождение на домрах, затем пели две песни: "I Just Called" и "Город - сказка". Яна и Настя танцевали.
8б: Весь урок мы читали с листа в разных вариантах: все, по группам, с пропуском такта, с чередованием все и соло и так далее.
8в: Почти весь урок работали над песней "I Just Called". В конце урока сыграли и спели по просьбе большинства "Группа крови"
По просьбе учащихся весь урок работали над песней "Осень". Многие сделали 2 фразы.
Несколько раз спели и сыграли. Особенно хочется отметить чистое и выразительное пение.
Представляю, как много мы сделаем!
Спасибо всем!!!
Ссылки